Какие бывают матшколы (и матклассы)

Модератор: модераторы

МВД

Какие бывают матшколы (и матклассы)

Сообщение МВД » Сб, 02 июл 2005, 21:00

Эта тема продолжает тему "Как учить математике?"
Собственно матшколы (не вечерние, не летние, а те, где учатся с утра и каждый день) появились, видимо, в Москве в начале 1960-х годов, несколько позже - в Ленинграде. В те времена по плану компартии все школы по стране становились "политехническими", внедрялось "производственное обучение", и в рамках этих ограничений был найден перспективный путь - готовить на уроках труда новое поколение рабочих - операторов ЭВМ. Т.е. вместо труда давать то, что теперь называют информатикой, а заодно качественно улучшить преподавание математики и физики. Вот так и были открыты физматшколы. ЭВМ в то время - это был внушительный агрегат, расположенный в нескольких комнатах. Когда я поступал в Ленинграде в матшколу (1970), ЭВМ в 239 школе еще работала, а в 30-й уже развалилась, ее как раз выбрасывали из здания. Очень важная деталь, что в работе московских матшкол принимали непосредственное участие профессиональные математики, т.е. те, кто получает новые результаты в области математики и публикует их в профессиональных математических журналах. Эти люди отличаются от учителей математики или от вузовских преподавателей, не занимающихся своими исследованиями, не тем, что лучше знают математику, а тем, что думают в основном не на те темы, на которые думают преподаватели. Математиками, которые начинали в Москве движение матшкол были, насколько мне известно, прежде всего, Е.Б.Дынкин, Н.Н.Константинов, В.И.Левин, А.С.Кронрод, Ю.И.Манин, Б.В.Шабад, А.А.Кириллов, В.М.Алексеев, И.М.Гельфанд, Р.С.Гутер, О.В.Локуциевский, А.Л.Брудно. Эти люди непосредственно преподавали, кроме того еще более известные математики, такие как Колмогоров и Арнольд появлялись в качестве лекторов. Приведу по этому поводу афоризм Константинова: "Важной особенностью сильных математических классов и школ является участие в их работе профессиональных математиков. Значение такого участия трудно объяснить..." Основное отличие ленинградских матшкол №№ 30 и 239 от московских было в том, что эти школы были созданы замечательными, невероятно талантливыми учителями, но профессионалы-математики, насколько мне известно, в них непосредственно не работали, хотя, в качестве лекторов, конечно, эпизодически появлялись. Примерно так обстояло дело и с 45-м интернатом при ЛГУ - Ленинградский университет зачислял ведущих учителей интерната в свой штат ассистентами и доцентами кафедр, но от этого они, конечно, из выдающихся учителей в тех, кого называют профессионалами-математиками, не превращались. Отсюда не следует, что в Ленинградских матшколах было хуже, чем в московских, но было по-другому. Однако, если оценивать все эти школы 60-х-70-х годов - московские и ленинградские - по их роли в российском образовании и, даже можно уже так сказать, по роли их выпускников в российской истории, самым важным окажется не уровень подготовки по математике, физике или информатике, а энциклопедизм этих школ - они выпускали по настоящему образованных людей.

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 7189
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Сообщение PSP » Ср, 10 авг 2005, 12:10

Математические классы рождаются по-разному в столичных городах (Москва, С.-Петербург, Новосибирск и т. п.) и в провинциальных. Очень уважаемая и ценимая мною школа №239 г. С.-Петербурга имеет возможность (и пользуется ею) отбора своих учеников из сотен тысяч школьников, проживающих в городе и близлежащих к нему поселениях (Всеволожск, Гатчина, Кировск и т. д.)
Попытка же создания матклассов в провинции сводится к тому, что если в школе №N создаётся маткласс (если есть кому там работать, но это отдельный вопрос), то набор в него даже если и объявляется во всегородском (всеройонном) масштабе, то фактически происходит из учеников той самой школы №N. Почему?
Во-первых, администрация и учителя школы, из которой ребёнок хочет перейти в школу №N, всячески препятствуют этому переходу (понятно: отдавать лучших учеников не хочется).
Во-вторых, в провинции, скажем так, не очень принято переходить в другую школу.
Вот и получается, что в провинциальном матклассе из 25 человек, как правило, лишь двое-трое находятся на "своём месте". Более того, не менее половины учеников этого маткласса вообще "не тянут", а пошли в маткласс либо по воле родителей, либо "для престижа".

Матшкол в провинции просто нет. Что не удивительно, их и в С.-Петербурге-то - раз-два и обчёлся...
А маткласс в обычной школе - это нечто вроде коммунизма в отдельно взятой деревне.

МВД

Сообщение МВД » Пн, 22 авг 2005, 18:44

PSP писал(а):Вот и получается, что в провинциальном матклассе из 25 человек, как правило, лишь двое-трое находятся на "своём месте". Более того, не менее половины учеников этого маткласса вообще "не тянут", а пошли в маткласс либо по воле родителей, либо "для престижа".
А маткласс в обычной школе - это нечто вроде коммунизма в отдельно взятой деревне.
Преувеличиваете! Ваша собственная деятельность (а Вы не одиноки в России) - пример того, как можно превратить город по математическому образованию из провинциального в столицу области. И Ваших замечательных учеников в иных классах третьей школы было не двое-трое. Вы уже поднимали вопрос: почему нельзя выгнать из матклассов неадекватных учеников? Вот это, кажется, сейчас становится и проблемой больших городов и проблемой вузов. В вузе есть практически не поддающиеся исключению "платники", и их с каждым годом все больше. Правда, в том же вузе сильные студенты все равно получают блестящее образование.

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 7189
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Сообщение PSP » Пн, 22 авг 2005, 21:46

МВД писал(а):И Ваших замечательных учеников в иных классах третьей школы было не двое-трое.
Действительно, не двое-трое, а... один-два. Увы!
Двое-трое - это ещё много. Из собственной истории помню лишь единственный случай, когда в классе "М" замечательных учеников было больше:
И. Жеребятьев, Ю. Новиков, А. Попов, А. Рыжков, В. Ступко. Но это было так давно... Они школу окончили 6 лет тому назад!
Я же говорю о нынешней ситуации.


Вернуться в «Поговорим о математике...»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 154 гостя