Фильм "Остров".

Модератор: модераторы

PSP
Администратор сайта
Сообщения: 7165
Зарегистрирован: Вс, 28 дек 2003, 11:47
Откуда: Луга
Контактная информация:

Фильм "Остров".

Сообщение PSP » Пн, 24 сен 2007, 19:19

После просмотра фильма Павла Лунгина „Остров” у меня осталось какое-то непонятное ощущение. К сожалению, поток жизни отвлёк меня тогда от того, чтобы сформулировать свои ощущения, которые явно не совпадали с мнением официальной критики. И вот только сегодня я прочитал в журнале «The New Times» (№ 8, 2007 г.) заметку Валерии Новодворской „Чего тебе надобно, старче?” Не будучи почитателем этой дамы, тем не менее, я понял, что её мысли мне куда ближе, чем все те дифирамбы, которые лились из прессы и ТВ.
Вот этот материал.

«Ника» потерпела поражение.
Фильмом года стал «Остров», да ещё в шести номинациях.
Придётся переименовать «Нику» в премию имени Иуды Искариота.


У режиссёра Павла Лунгина были настоящие творческие удачи, когда он плыл против течения и веслом сшибал стереотипы. В «Луна-парке» он поставил вопрос об ужасе и мерзости неонацизма. А в «Олигархе» Лунгин в насквозь левой стране заставляет зрителей понять и пожалеть этих олигархов, соискателей «большой пайки», строителей капитализма.

Тем досаднее срыв с «Островом», уже забросанном цветами, хвалами и наградами. Фильм похвалили самые высшие «чины» в РПЦ, он получил «Золотого орла» плюс «Нику», и информированные «культурологи» говорят, что ему светит ещё и государственная награда. Я видела фото в «ТВ Парке»: Лунгин и Мамонов стоят обнявшись, с «Золотым орлом» наперевес, и даже лоснятся от самодовольства, сияя как новенькие грошики. Не понимают, что за фильм они сняли. Я консультировалась с неангажированными священниками, не подрядившимися работать ни на РПЦ, ни на «Единую Россию», а полагающими, что следует служить Богу, а не одной из разновидностей современной Маммоны. Они мне сказали, что фильм – сплошное кощунство и что режиссеру-«кощуннику» долго придётся замаливать свой грех.

Иные критики ссылаются на неудачный сценарий: какая-то полоса отчуждения на Соловках, ни времени, ни эпохи, ни власти, ни НКВД. Монахов никто не сажает и не разгоняет, как это было в жизни. Дезертиров никто не ищет. Но это бы ещё ничего. Режиссер вправе вырвать из туманов временного контекста некую игровую площадку. Остров. Обитаемый или необитаемый. И поставить нравственный эксперимент. Но у Лунгина получился ответ, слишком далёкий не только от христианской, но и от общечеловеческой нравственности. Вы вникните только в детали: молодой матрос трусит настолько, что показывает немцам убежище своего командира (даже не комиссара, так что никаких оправданий), лично разгребает над ним уголь, молит на коленях о жизни и ради её спасения соглашается командира расстрелять. И действительно стреляет в него. Тот исчезает за бортом буксира (он не убит, но матрос этого не знает). Я не большой охотник до Советской армии, я понимаю власовцев. Но такой поступок не понимаю и я. Не нахожу здесь смягчающих обстоятельств.

Был когда-то в ранние семидесятые такой фильм Золтана Фабри – «Пятая печать». Об эксперименте, затеянном гестаповцами. Они схватили первых встречных на улице: чиновника, полицейского, богатого лавочника, учителя и т. д. Чтобы сохранить жизнь, они должны были доказать свою лояльность: ударить по лицу измученного, окровавленного, висящего на дыбе коммуниста. Среди них коммунистов не было, а иные даже радовались приходу немцев. Но ударить не смог никто. Все предпочли расстрел. Все, кроме одного – антифашиста-учителя. Его дома ждали дети казнённых, их надо было прятать и кормить. Если бы он не вернулся, они бы погибли. Но из фильма явствует: этот учитель себе не простит, он устроит детей и будет искать смерти.

После своего ужасного поступка молодой матрос, раскаявшись и укрепившись духом, мог поступить по-разному: подобно Родиону Раскольникову и в стиле Достоевского во всем признаться, пойти в трибунал и претерпеть кару. Можно было уйти в партизаны; взорвать немецкий штаб; обвязаться гранатами и лечь под танк. Но такую вину смывают кровью – и ничем другим. Только рискуя жизнью, преодолев свою трусость, предатель мог рассчитывать на снисхождение и Бога, и людей, и своей совести. Преодолеть страх. Пострадать. Как учила Раскольникова Сонечка Мармеладова. Как поступил Митя Карамазов, без вины отправляясь на каторгу с чувством, что он искупает дурные мысли об убийстве отца. Как поступил Иван Карамазов, признавшись на суде в убийстве, потому что эти грешные мысли посещали и его. Да даже убогий Смердяков, убивший своего отца Федора Карамазова, и тот раскаялся и покончил с собой. Такова традиция русской классики. Фильм идёт наперекор этой традиции. Предатель забирается на какой-то остров вблизи Соловков, живёт в полной безопасности, набирает «стаж», молится и постится, приобретает великую силу от Бога, начинает лечить хромых и убогих, бесов изгоняет элементарно и всех посылает молиться и причащаться. Перед нами разыгрывается пошлая и глубоко языческая сцена из «Экзорсиста», только в северном русском оформлении. Развесистая если не клюква, то льдина. Полный разрыв с христианскими ценностями тоже. И почему это Иуда Искариот не забрался в какую-нибудь дыру и не молился ещё 50 лет, а честно пошёл и повесился? Иешуа Га-Ноцри не зря говорил, что самым страшным грехом он считает трусость.

Традиция старчества в русских монастырях и скитах вообще отдавала юродством и фарисейством. Как в рассказе А. Н. Толстого «Повесть Смутного времени», где таким «старцем» становится душегуб и разбойник Наум и тоже удостаивается «святости». И в «Бесах» описан один такой Тартюф. Развлечение для истеричных барынь и невежественных купчиков, желающих задёшево обрести спасение. Был ещё один такой старец, пройдоха и развратник Григорий Распутин, загубивший Романовых, да заодно и страну...

Ну ладно, режиссёра попутал бес суетного желания мирской славы и охоты уложиться в моду. А РПЦ чем же восторгается? Недаром не было покаяния «обновленцев» за грех признания безбожной Советской власти. И никто не лишит сана наших иереев, сотрудничавших с КГБ, как это недавно сделали с польским епископом. Так чего же тебе надобно, старче?

Никакой ответственности, никакого искупления, формальное исполнение обрядов и ряса с клобуком вместо иммунитета от мирского и Божьего суда.

И «никейское» жюри устремилось следом за РПЦ по тронному и лёгкому пути, который ведёт не в рай, а совсем в другое место. Чем больше клерикализм просачивается изо всех щелей светского государства, тем больше кресты смахивают на вертикали власти и тем дальше мы от учения Иисуса Христа.

Вернуться в «Общение обо всем»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 44 гостя