Третий (областной) этап Всероссийской олимпиады в Ленинградской области на протяжении многих лет проводится только для 9–11 классов. Почему только для них? Да потому, что отсутствует желание у областного оргкомитета пошевелиться и подтвердить делами свои речи и отчёты о работе с теми школьниками, которых в последнее время стали называть с пафосом — одарёнными (а это просто нормальные любознательные дети, которым интересна математика).
Во многих городах области и районная олимпиада проводится только для старших школьников (равнение на «область»). Но олимпиадную работу среди способных детей, очевидно, необходимо начинать не с 9 класса, а раньше — и это понятно любому профессиональному педагогу.
В Луге много лет тому назад письменные личные олимпиады для учеников 5–8 классов стали провдиться по инициативе неравнодушных педагогов. В их проведении и проверке работ школьников активное участие принимали студенты — в недавнем прошлом победители олимпиад. Полезность таких профессионально подготовленных и грамотно проведённых олимпиад (с разбором задач, показом работ и возможностью апелляции) была очевидна: лужане стали занимать на областных олимпиадах не только все первые места во всех классах, но ещё и вторые — школьники привозили по 6–8 дипломов.
Затем произошли события, не укладывающиеся в рамки здравого смысла: студентов запретили допускать на олимпиады, составление задач поручили людям, не имеющим олимпиадного опыта, а разбор задач и апелляцию фактически ликвидировали. Результаты не заставили себя ждать: показатели лужских школьников катастрофически упали (уже три года у них нет ни одного первого места).
Но именно эта странная политика чиновников от образования подтолкнула инициативную группу лужских педагогов-математиков к организации нормальной олимпиады для школьников 5-8 классов.
В 2006 году для учеников 5-8 классов не только Лужского района, но всей Ленинградской области была проведена Первая Открытая олимпиада по математике. Мероприятие прошло успешно. Судя по отзывам детей и учителей, приезжавших с ними, олимпиада понравилась. Возникло желание сделать мероприятие регулярным. И оно таким стало!
В 2010 году состоялась V Открытая олимпиада. В состав её оргкомитета и жюри входили руководитель Лужских групп ЗМШ С. П. Павлов, учитель математики СОШ № 3 г. Луги Л. Н. Рысева, и выпускник матмеха (математико-механического факультета) СПбГУ А. С. Рыжков.
Составы жюри V Открытой олимпиады:
по 5 классу: студент мат-меха СПбГУ И. В. Меженько,
студенты ВШЭ СПбГУ Г. В. Александров, А. Г. Ремнёв,
М. С. Макарочкин,
студент СПбГТУ К. С. Грибов, Д. И. Белокриницкий,
ученик 9 класса Е. Фролов;
по 6 классу: студенты мат-меха СПбГУ М. А. Бауэр и Е. К. Бабаджанянц,
студент СПбГЭТУ А. Ю. Калинин,
9-классник И. Белехов и 11-классник Г. Каплинский;
по 7 классу: выпускник мат-меха, аспирант СПбГУ ИТМО И. А. Ларионов,
выпускник мат-меха А. В. Шубаков,
студенты мат-меха СПбГУ А. С. Каваленков,
Е. В. Степанов и С. С. Шорохов,
студент СПбГУ ИТМО А. Ю. Ермаков,
11-классник Р. Резник;
по 8 классу: выпускник мат-меха СПбГУ, аспирант В. И. Щипцов,
выпускница мат-меха Е. В. Шавердова,
студенты мат-меха Д. В. Копин, А. С. Расторгуев,
студентка экономического факультета СПбГУ Н. В. Елизарова.
Почти все названные выше члены жюри — бывшие или нынешние ученики ЗМШ и ЛМШ (Летней математической школы). Но не просто ученики, а люди, понимающие, что внесение своего вклада в развитие математического образования школьников России — это не просто высокие слова. Это — важное дело. И, как всякое большое дело, совершается оно усилиями не одного человека, а стараниями многих людей. Приятно осознавать, что это понимают те, кто когда-то учился в Заочной и Летней математических школах. Спасибо им за понимание и помощь!
В V Открытой олимпиаде (2010 год) участвовали школьники Гатчины (лицей № 3, СОШ № 8 и № 9) и Гатчинского района (Сиверская гимназия, Коммунарская школа), Луги (СОШ № 3), Соснового Бора (СОШ № 2), Великого Новгорода (гимназия № 2) — всего 180 человек.
На решение олимпиадных задач 5-классникам отводилось 1,5 часа, 6-классникам — 2 часа, ученикам 7-8 классов — 2,5 часа. Разумеется, в 7 и 8 классах хотелось бы предоставить больше времени, но жюри было необходимо успеть проверить работы, сообщить участникам о критериях проверки, провести показ работ (каждый участник получал свою работу, смотрел её и мог апеллировать — просить перепроверить решения тех или иных задач), подвести итоги, наградить призёров, причём закончить всё это не поздно — так, чтобы иногородние успели на непозднюю электричку.
Но овчинка стоит выделки: удаётся для школьников устроить праздник знаний, в котором могут участвовать не только те, кому разрешают участвовать в олимпиаде, не только победители районного тура (как это сделано в системе Всероссийской олимпиады), а любой желающий, которому интересна математика. И в этом главная ценность наших Открытых олимпиад.