Сообщение PSP » Ср, 29 ноя 2006, 10:03
10 класс. Задача № 4.
Для каждого натурального числа n укажите 2n+1 последовательных целых чисел, обладающих тем свойством, что сумма квадратов первых n+1 из этих чисел равна сумме квадратов n последних чисел.
Старая задача. Но главная беда не в возрасте и "бородатости". К сожалению, формулировка её несколько двусмысленна. Есть в математике стандартное слово "найдите", смысл которого является общепринятым и понятным всему математическому братству: это означает – укажите все объекты, удовлетворяющие условию, и докажите, что других нет. Правда, зачастую для школьников всё же добавляют словечко "все". Например, формулировка задачи № 1 для 10 класса вполне могла быть такой: "Найдите трёхзначное число, которое в 13 раз больше суммы своих цифр". И это означало бы ровно то же, что и оригинальная формулировка, – необходимость найти все такие числа. Но составители правильно сделали, что всё же включили в формулировку слово "все". Правда, в то же время в условии задачи № 3 слово "все" опущено.
В данной задаче используется слово "укажите", которое не имеет столь единого толкования, как "найдите". А в контексте условия рассматриваемой задачи это слово и вообще сбивает с толку. Как, например, понимать такое задание: "Укажите два последовательных числа"? Если школьник отвечает: "5 и 6", то он ответил на вопрос? С точки зрения составителей заданий для районной олимпиады, школьник не ответил на вопрос, потому что, как полагает "область", ответ должен содержать все пары последовательных чисел. Не берусь утверждать, что применение слова "укажите" ошибочно. Но то, что оно наводит "тень на плетень" – это определённо.
Как следует из присланного решения, составители хотели, чтобы участники не просто указали набор чисел, удовлетворяющий условию, а нашли все такие наборы. Но почему тогда было не написать „укажите все”, как это делается во многих книжках? Как поняло условие жюри – мне неведомо. Участники олимпиады вопросов не задавали: например, Г. Александров был уверен, что достаточно указать одну такую последовательность (и указал), Ю. Воробьёв полагал, что надо искать все наборы (начал искать, но, к сожалению, не нашёл). Вот и получилось у каждого своя задача. Думается, что если бы жюри увидело присланное решение своевременно, то оно дало бы школьникам толкование условия, объяснив, что от них всё же требуется. Но такого доверия жюри удостоено не было.
Кстати, зачем нужно жюри, которому оргкомитет не доверяет? Если бы та же В. И. Тихвинская, приезжавшая в Лугу повосхищаться "молодыми лицами дружного и компетентного жюри", попробовала бы на областной олимпиаде выдать областному жюри решения, присланные из Москвы, только после сдачи школьниками работ, угадайте, что бы дальше было? Правильно. Она сама бы и проверяла эти работы.
Последний раз редактировалось
PSP Пт, 08 дек 2006, 13:07, всего редактировалось 4 раза.